Горячая линия: (861)226-40-74 (861)267-34-91 (861)267-34-93
Отправить обращение Карта сайта
Версия для слабовидящих
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

В декабре 2017 года в Женеве на совещании государств-участников Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) странами принято решение о возобновлении «замороженного» год назад межсессионного процесса и принята программа работы на 2018-2020 годы. Принятие программы работы - существенный шаг на пути укрепления режима Конвенции, направленный на снижение рисков для биологической безопасности, вызванных угрозой использования бактериологических (биологических) агентов или токсинов в качестве оружия.

Российская Федерация, представленная на совещании межведомственной делегацией с участием Роспотребнадзора, не только приняла активное участие в разработке и принятии программы, но и явилась одним из инициаторов и координаторов переговоров по возобновлению межсессионной работы в рамках КБТО.

Серьезный вклад в достижение консенсуса по межсессионной работе внесла организованная Роспотребнадзором и МИД России в ноябре с.г. в Сочи первая международная конференция «Глобальные угрозы биологической безопасности: проблемы и решения», в холе которой представители 27 стран и международных организаций, а также ведущие мировые ученые и эксперты обсудили текущие проблемы обеспечения биологической безопасности и перспективы международного сотрудничества в этой сфере, в том числе роль КБТО, как единственного многостороннего юридически обязывающего механизма препятствующего проведению опасных исследований биологического характера и использованию патогенов в военных целях.

На сочинской конференции было разработано и представлено совместное заявление трех государств, являющихся депозитариями КБТО: России, Великобритании и США, о приверженности целям Конвенции и необходимости возобновления межсессионной работы, направленной на укрепление режима КБТО. Именно данное заявление во многом стало катализатором успешного переговорного процесса в ходе женевского совещания государств-участников Конвенции и легло в основу принятой по итогам программы работы КБТО на следующие три года.

Многие страны отметили важную роль конференции в Сочи в преодолении разногласий, которые привели к приостановке межсессионной работы КБТО в 2016 году.

Возобновленная в соответствии с единогласным решением государств-участников КБТО программа работы в 2018-2020 году будет включать следующие темы: 1) меры по выполнению КБТО на национальном уровне; 2) мониторинг научных исследований в сфере биологии, имеющих потенциал двойного применения; 3) механизмы осуществления расследования в случае подозрения на применение биологического оружия; 4) реализация статьи Х КБТО - оказание помощи нуждающимся странам в разработке и применении научных открытий в области биологии для предотвращения болезней или для других мирных целей. На совещании в Женеве также принято решения о ротации председателей встречи экспертов по каждой теме, что обеспечит баланс интересов различных групп государств-участников.

Особую роль в плане повышения эффективности осуществления Конвенции может иметь реализация разработанной Роспотребнадзором и МИД России концепции создания в ее формате мобильных медико-биологических отрядов быстрого реагирования для оказания помощи в случае применения биологического оружия, расследования такого применения и содействия в борьбе с эпидемиями различного происхождения. В основу этой инициативы положен опыт Роспотребнадзора по созданию и использованию специализированный противоэпидемических бригад (СПЭБ). Данная концепция была представлена Роспотребнадзором государствам-участникам КБТО еще в 2014 году и повторно в 2016 и в 2017 годах, где подробно представили возможности СПЭБ Роспотребнадзора, опыт их участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера в России и за рубежом и предложения по использованию подобных мобильных формирований в рамках КБТО. Дальнейшее обсуждение данной инициативы по предложению России также включено в принятую межсессионную программу работы КБТО на 2018-2020 гг.

Очевидно, что благодаря приверженности КБТО, последовательной работе с другими странами, направленной на укрепление режима Конвенции, а также наличию богатого национального практического опыта и научной экспертизы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, Российская Федерация играет все большую роль в решении глобальных проблем биологической безопасности и выступает на лидирующих позициях в этой сфере на международной арене.

Роспотребнадзор и его научные организации в составе межведомственной российской правительственной делегации продолжит в рамках программы 2018-2020 гг. работу, направленную на укрепление режима КБТО, разработку и продвижение во взаимодействии с другими государствами-участниками инициатив по созданию новых механизмов выполнения Конвенции, отвечающих современный вызовам и угрозам в области разработки и применения биологического оружия, и поддерживающих КБТО как единственный юридически обязывающий международный механизм, препятствующий проведению опасных исследований биологического характера и использованию патогенов в военных целях.



Справочно:

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) одобрена Генассамблеей ООН в 1971 г. (первый в истории запрет на целую категорию ОМУ). Вступила в силу в 1975 г. Является бессрочной. По состоянию на декабрь 2017 г. – 179 участников. Депозитарии: Россия, США и Великобритания.

Первые три статьи КБТО – основные «запретительные». В соответствии со Ст. I, государства, присоединившиеся к Конвенции, обязуются не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять биооружие. Cт. II обязывает участников уничтожать биооружие, оборудование и средства доставки. Ст. III запрещает передачу биооружия и любое содействие по его разработке и приобретению. Среди государств-участников утвердилось понимание, что наряду с конвенционными запретами для режима КБТО критически важна Ст. X о необходимости обеспечить возможно полный обмен оборудованием, материалами и научно-технической информацией об использовании бактериологических средств и токсинов в мирных целях.

Положения КБТО разъяснялись на конференциях по рассмотрению действия Конвенции (обзорные конференции – ОК; проводятся раз в пять лет с 1980 г.). Так, в итоговом документе IV ОК

(1996 г.) отмечено, что применение биологического или токсинного оружия также является нарушением Конвенции.

Понятие «биологическое и токсинное оружие», не имея в тексте Конвенции точного определения, разъясняется через концепцию «количества и цели» – «микробиологические или другие биологические агенты или токсины таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей», а также соответствующее оборудование и средства доставки.

Такая квалификация биооружия позволяет Конвенции сохранять свою актуальность. Однако эксперты считают, что неизбежны проблемы с квалификацией нарушений КБТО в связи со стремительным развитием и конвергенцией биологических и химических наук, а также возможностью двойного применения микробиологических агентов.

Специальная конференция государств-участников КБТО (1994 г.) учредила Специальную группу экспертов государств-участников с целью разработки международного юридически обязывающего документа (протокола) по укреплению Конвенции (формально мандат этой Спецгруппы продолжает действовать).

Разработанный проект протокола содержал в т.ч. обязательные объявления определенных видов деятельности в области биологии, меры проверки соблюдения (включая посещения объектов и расследования любых предполагаемых нарушений КБТО), а также меры улучшения сотрудничества и научно-технических обменов.

В 2001 г. на V ОК США в одностороннем порядке сорвали процесс принятия проекта протокола к КБТО. Позиция Вашингтона остается неизменной – отказ от выработки юридически обязывающего протокола, в особенности содержащего элементы верификации.

С целью сохранения диалога между участниками КБТО и поиска альтернативных путей укрепления режима Конвенции на V ОК было принято решение о проведении межсессионных встреч экспертов и совещаний государств-участников (СГУ).

По решению VI ОК (2006 г.) функционирует Группа имплементационной поддержки – ГИП (Implementation Support Unit – ISU), являющаяся техсекретариатом, который содействует усилиям государств-участников по универсализации и имплементации Конвенции, а также аккумулирует ежегодные национальные доклады об объектах и биологической деятельности, представляемые в соответствии с решениями

II ОК (1986 г.) и III ОК (1991 г.).

Решением VII ОК (2011 г.) для повышения эффективности сотрудничества и получения помощи в использовании современных биотехнологий в мирных целях создана база данных, в которой содержатся сведения о том, какая помощь требуется конкретному государству, и кто из других стран мог бы добровольно ее предоставить. Однако лидирующие в области биотехнологий западные страны отказываются делиться ими безвозмездно и без выдвижения дополнительных условий, позволяющих им контролировать санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории потенциальных реципиентов помощи.

В 2014 г. Россия предложила обсудить возможность возобновления переговоров по юридически обязывающему дополнительному протоколу на основе мандата Спецконференции 1994 г. В декабре 2015 г. на СГУ КБТО Россия представила проект решения VIII ОК КБТО о запуске в 2017 г. многосторонних переговоров по выработке юридически обязывающего документа по укреплению КБТО. Соавторами документа стали Армения, Белоруссия и КНР. С самого начала свою решительную поддержку инициативе выразили Бразилия и Казахстан.

В ходе первой сессии Подготовительного комитета (Подкома) VIII ОК КБТО (Женева, 26-27 апреля 2016 г.) в развитие инициативы 2015 г. Россия внесла два новых предложения (рабочих документа), имеющих практическую направленность:

– о создании в формате КБТО мобильных медико-биологических отрядов для оказания помощи в случае применения биологического оружия, расследования такого применения, а также для борьбы с эпидемиями различного происхождения;

– о создании в формате КБТО Научно-консультативного комитета для анализа научно-технических достижений, имеющих отношение к Конвенции, и предоставления государствам соответствующих рекомендаций.

На второй (заключительной) сессии Подкома VIII ОК КБТО (Женева, 8-12 августа 2016 г.) удалось заручиться поддержкой указанных инициатив со стороны подавляющего большинства делегаций.

Непосредственно на Конференции (Женева, 7-25 ноября 2016 г.) Россия предложила новую дополнительную форму ежегодно представляемых государствами-участниками мер по укреплению доверия, предусматривающую информирование о ведущейся за рубежом военно-биологической деятельности.

Ряд государств-участников также внесли конструктивные предложения по укреплению режима Конвенции в ходе обзорного процесса КБТО

2011-16 гг., в т.ч. по следующим вопросам:

– уточнение порядка обращения за помощью, если государство подверглось опасности из-за нарушения Конвенции (ЮАР);

– создание базы данных с включением в нее видов помощи, которая может быть предоставлена пострадавшему государству (Индия, Франция);

– учреждение под эгидой ООН многостороннего экспортно-контрольного механизма, основанного на принципах инклюзивности и справедливости (КНР);

– разработка кодекса поведения ученых биологов (КНР); конкретные меры по обзору научно-технических достижений (Швейцария).

Россия постоянно призывает к открытому и предметному диалогу для обсуждения и последующей реализации всех инициатив, которые бы способствовали упрочению сложившейся в рамках КБТО системы глобальной биобезопасности.

Однако из-за нежелания США и Великобритании принять все эти многочисленные и эффективные преобразования и ввиду необходимости сохранить консенсус на площадке КБТО участникам VIII ОК КБТО пришлось ограничиться докладом декларативно-фактологического характера.

Ключевой вопрос – выстраивание межсессионной работы до IX ОК КБТО 2021 г. – был отложен на рассмотрение ежегодных пятидневных совещаний государств-участников (СГУ), первое из которых состоялось в декабре 2017 г.. Для исправления ситуации проводились многосторонние экспертные консультации депозитариев и других заинтересованных участников Конвенции, в которых Россия принимала самое активное участие, по-прежнему ведя дело к выработке сбалансированной, учитывающей интересы всех сторон программы межсессионной работы в рамках КБТО.