Отправить обращение Карта сайта
Версия для слабовидящих

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

Как избежать обмана при получении юридических услуг

На протяжении последних трех лет в Управлении Роспотребнадзора по Краснодарскому краю наблюдается значительный рост количества поступающих обращений потребителей, содержащих жалобы на применение хозяйствующими субъектами недобросовестных практик при оказании юридических услуг.

К основным претензиям потребителей относятся следующие обстоятельства:

- навязывание дополнительных платных юридических услуг или введение в заблуждение относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления (например, составление проектов жалоб, заявлений в различные органы государственной власти, которые на самом деле потребителю не требуются или по факту бесполезны, поскольку составляются в произвольной форме, либо адресованы органам, не имеющим полномочий на рассмотрение конкретных вопросов, обозначенных в жалобе);

- включение в договор с потребителями условий, ограничивающих их права или лишающих гарантий, предоставленных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»);

- не доведение при заключении договора до сведения потребителей необходимой и достоверной информации как о самой услуге, так и об ее цене;

- несоответствие результата оказанной услуги ожиданиям потребителей, поскольку при заключении договора хозяйствующим субъектом гарантировалось положительное решение спорного вопроса.

     Подобные недобросовестные действия становятся основанием для применения Роспотребнадзором (его территориальными органами) в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих юридические услуги, соответствующих мер административного реагирования.

     Как правило, специалисты юридической фирмы предлагают заключить договор на оказание юридических услуг, предметом которого являлось составление проектов жалоб, заявлений в различные органы власти и консультация. Специалисты юридической фирмы, обладающие специальными познаниями, в отличие от потребителя, вводят потребителя в заблуждение относительно сложившейся ситуации, в том числе относительно нарушений прав потребителя и перспектив их восстановления. Далее юридическая фирма готовит шаблонные однотипные документы, без учета положений законодательства Российской Федерации, компетенции в различные органы власти, которые никаким образом не могут способствовать решению вопроса потребителя, при этом обязав потребителя оплатить весь комплект запросов, а также требует подписать акт якобы уже выполненных работ. Юридическая фирма тем самым не предпринимает необходимые меры для выяснения наиболее правильного способа решения ситуации, который заключался только в разъяснении потребителю действующих норм законодательства.

   Таким образом, потребитель, как правило в большинстве пенсионеры не обладающие достаточными юридическими знаниями, преднамеренно вводится в заблуждение относительно качества услуги, правильности диагностики ситуации и юридической целесообразности проводимых действий.

   Учитывая вышеизложенное, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым обратить внимание потребителей на следующее:

Первое,  на информацию об исполнителе (изучите отзывы об организации, которая оказывает услуги, официальном сайте Федеральной налоговой службы, государственной регистрации данной организации.

Второе, - обязательно ознакомиться с прайс-листом организации, ценами, размером оплаты и за какой вид услуг вносится оплата.

Третье, - уточнить какой договор и на что именно Вам предлагают заключить (на оказание информационных услуг, на представительство в суде, подготовку процессуальных документов и т.п.).

Четвертое,  сроки оказания услуг (в течение какого срока Вам будут подготовлены документы и т.п.)

Пятое,  нередко юридические компании вводят потребителей в заблуждение, обещая достижение желаемого клиентом результата, но заключая договоры на подготовку документов - итогом таких договорных взаимоотношений может оказаться конфликт, так как потребителем документы получены, акт на оказание услуг подписан, работа фирмы по договору выполнена, а результат фактически не достигнут.

Шестое, не заключать одновременно в один день несколько однотипных договоров или в течение ближайших месяцев, а подождать результатов надлежащего выполнения обязательств по уже заключенному договору.

Седьмое, в день заключения договора не подписывать одновременно акт выполненных работ по договору.

Восьмое, не производить оплату услуг на телефонные номера третьих лиц или сотрудников, а вносить оплату   в кассу, получив при этом документ с подписью и печатью юридической фирмы, либо произвести перечисление денежных средств через расчетный счет в банке.

     Помимо прочего, обращаем особое внимание, что организация, оказывающая юридические услуги, не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств (статья 16 Закона «О защите прав потребителей»).

    Также потребитель обладает безусловным правом на отказ от исполнения договора в любой момент (статья 32 Закона «О защите прав потребителей»). Однако, при отказе от услуги потребитель обязан оплатить компании фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Необходимо отметить, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и прочее).

      В случае, если потребителю оказаны юридические услуги ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований, установленных статьей 29 Закона «О защите прав потребителей»:

безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

повторного выполнения работы;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель:

не является на судебное заседание в назначенное время;

не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;

разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т.д.

     При наличии претензий к ненадлежащему оказанию услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю. Все претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

     В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в  Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, а также в суд (в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона «О защите прав потребителей»).

       Также за консультацией или оказанием иной помощи в защите прав потребителей можно обратиться в консультационные пункты для потребителей либо в общественные организации по защите прав потребителей, адреса которых размещены в государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей.