Отправить обращение Карта сайта
Версия для слабовидящих

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю (далее – Управление) информирует о вопросах защиты прав потребителей при оказании услуг перевозки  такси.

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории  Краснодарского края осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Уполномоченным органом исполнительной власти, выдающим разрешения на осуществление перевозок в легковом такси на территории Краснодарского края, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.

Легковое такси, осуществляющее услугу по перевозке, должно отвечать требованиям «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112.

Автомобили, оказывающие данный вид услуг, должны быть оборудованы опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.

При выполнении услуги, пассажиру должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, на основании установленных перевозчиком тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым оборудуется легковое такси.

Управление обращает внимание потребителей на информацию, которая должна быть размещена в легковом такси:

В соответствии с «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными, постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом) на передней панели легкового такси справа от водителя должна быть размещена следующая информация:

а) полное или краткое наименование организации – перевозчика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути  или времени пользования);

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Законодательством определено, что по прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик (хозяйствующий субъект, оказывающий услугу перевозки легковым такси) сообщает фрахтователю (пассажиру) местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Данную информацию необходимо сохранять для отстаивания своего нарушенного права в случае получения услуги перевозки ненадлежащего качества.

Согласно ч. 1 ст. 23.36.1 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.14.1 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 11.14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

1. Отсутствие  в  салоне  легкового такси информации, предусмотренной  Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - влечет наложение административного штрафа  на  водителя в размере 1000 рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей;  на  юридических лиц  -  тридцати  тысяч  рублей.

2. Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным  транспортом  и  городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.

В случае отсутствия у водителя легкового такси разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, оскорбления им пассажира, граждане вправе обратиться в УМВД России по Краснодарскому краю.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере предоставления услуг такси и правоотношения с потребителями услуг такси, являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В последнее время потребитель все чаще сталкивается с ситуацией, когда услугу «легкового такси» он заказывает в сети интернет через агрегатора, размещающего предложение об услуге на своей интернет-платформе. Агрегатор предоставляет доступ к заказу услуг перевозчикам и осуществляет, по сути, информационно-посреднические услуги между перевозчиком и потребителем.

В большинстве случаев получить информацию о том, кто конкретно осуществляет перевозку пассажира и багажа не представляется возможным, в лучшем случае нам сообщат данные о водителе или его телефон. Поэтому в случае неподачи машины в срок, ненадлежащее исполнение услуги, несоответствие услуги требованиям безопасности перевозки встает вопрос – кому заявлять претензионные требования.

В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.

Если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).

Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).


В соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевозкой пассажиров и багажа легковым такси разрешено заниматься только индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Для осуществления этой деятельности заинтересованное лицо должно получить специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными органами власти субъектов РФ.

Законом Краснодарского края от 27.03.2017. №1217-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения легковым такси в Краснодарском крае» (далее Закон) установлены понятия, механизмы, ответственность за перевозку пассажиров.

Согласно Закону - служба заказа такси это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, структурное подразделение перевозчика, предоставляющие информационно-диспетчерские услуги;

- информационно-диспетчерские услуги - это деятельность по приему средствами связи от заказчика перевозки легковым такси информации о потребности в услугах по перевозке легковым такси и передаче любым способом такой информации перевозчикам либо водителям легковых такси.

Согласно Закону служба заказа такси обязана:

- осуществлять контроль за своевременным исполнением заказов и подачей легковых такси к местам вызовов;

- предупредить заказчика при опоздании легкового такси или невозможности исполнить заказ немедленно о задержке прибытия легкового такси или замене другим транспортным средством в кратчайший срок по согласованию с пассажиром.