Горячая линия: (861)226-40-74 (861)267-34-91 (861)267-34-93
Отправить обращение Карта сайта
Версия для слабовидящих
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

О рассмотрении обращений граждан, касающихся вопросов предоставления услуги водоснабжения ненадлежащего качества

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в условиях реформирования отрасли является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю. Актуальность данной темы подтверждается постоянными обращениями граждан в адрес Управления.

В ходе реализации полномочий - осуществлении Государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей установлено, что основными нарушениями прав потребителя в сфере предоставления жилищно- коммунальных услуг гражданам остаются:

1. нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;

2. включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей;

3. оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания услуг населению.

В Управление поступают обращения граждан, содержащие различные доводы, рассмотрение которых не входит в компетенцию Роспотребнадзора, а именно: по вопросам нарушения правил предоставления коммунальных услуг, начисления платы за ЖКУ, соблюдения условий договоров предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями п. 11 вступившего в силу 25.06.2013г. Постановления правительства РФ от 11.06.2013г. № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым было утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, к компетенции органов жилищного надзора относятся вопросы:

-предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

-определения размера и внесения платы за коммунальные услуги

-обеспечения энергетической эффективности МКД и жилых домов, их оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

-порядка и условий заключения договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг.

Вопросы нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность за которые предусмотрена ст.7.23 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст.23.55 КоАП РФ, также относятся к компетенции органов, осуществляющих государственный жилищный контроль (надзор) в порядке ст.20 ЖК РФ.

Такие обращения в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлены в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (350020, г. Краснодар, ул. Красная,176-178), с уведомлением заявителей. В ответах потребителям в зависимости от доводов, изложенных в обращении, разъясняются положения действующих нормативных актов РФ (ЖК РФ, ГК РФ, Постановление правительства РФ ОТ 06.05.2011г. № 354, Постановление Правительства РФ от 11.06.2013г. № 493 и др.)

В целях оптимизации работы по рассмотрению обращений граждан, Управление обращает внимание на то, что его исключительной компетенцией в области защиты прав потребителей является:

- проверка соответствия договоров управления многоквартирными домами на соответствие нормативно-правовым актам РФ и недопущения включения в договор условий, ущемляющих права потребителей (ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 16 Закона № 2300-1);

- предоставление потребителю необходимой и достоверной информации об исполнителе предоставляемой услуги (ст. 8,9,10 Закона № 2300-1, ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 14.5 КоАп РФ);

- привлечение к административной ответственности в рамках ч.8,9 ст. 9.22 КоАП РФ за нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения.

Что касается рассмотрения обращений по поводу качества воды (ржавая, коричневая, наличие окалины и др.) сообщаем следующее.

В случае, если на границе балансовой принадлежности вода соответствует требованиям, а в квартиры потребителям поступает вода низкого качества, то это является признаком того, что хозяйствующий субъект, осуществляющий управление многоквартирным домом, не должным образом осуществляет содержание и ремонт коммуникаций и, как следствие, оказывает услугу водоснабжения ненадлежащего качества.

Вопросы нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, ответственность за которые предусмотрена ст.7.23 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст.23.55 КоАП РФ относятся к компетенции ГЖИ, в адрес которой следует направлять обращения в данной ситуации.

С 1 мая 2009 года все вопросы, связанные с проведением в отношении субъектов предпринимательской деятельности мероприятий по контролю, в том числе плановых и внеплановых проверок, разрешаются с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ч.1,2 ст. 10 которого устанавливают исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, одним из которых является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Часть 3 указанной статьи гласит, что обращения и заявления, не содержащие сведения о фактах, указанных выше, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Согласно п.3 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ.

Согласно ч.3 ст.20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ.

Таким образом, поскольку организационно-правовую основу осуществления и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и государственного жилищного надзора определяют нормы одного и того же Федерального закона № 294-ФЗ, а отношения по предоставлению гражданам жилищно- коммунальных услуг регулируются актами исключительно жилищного законодательства (причем по вопросам предоставления коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги приоритет требований именно Жилищного кодекса РФ закреплен в его ст. 8), необходимо следование принципу № 294-ФЗ, устанавливающему недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами». В то же время, п.11 Постановления правительства РФ от 11.06.2013г. № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым было утверждено Положение о государственном жилищном надзоре, определен предмет проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора, в числе которых соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

При осуществлении федерального государственного надзора в области предоставления жилищно-коммунальных услуг Управление тесно взаимодействует с органами, осуществляющими контроль, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, в том числе и муниципальный контроль, за деятельностью хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги потребителям в сфере ЖКХ.

В рамках взаимодействия в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю из Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступают материалы проверок ГЖИ, служащие основанием для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.